"Всё, о чем мы говорим, является лишь частью гораздо большего"
банкир Джон Пирпонт Морган
Военно-промышленная инфраструктура
Официальная российская пропаганда к 75-летию Второй мировой войны представляет события слишком локально. Если рассматривать её в проектной логике, то мы получим множество взаимосвязанных процессов. Ведь война — это не только военные сражения, партизанские движения и патриотизм народа. Это и инжиниринговые услуги, технологии оперативного разворачивания производственных процессов, технологии консервирования продуктов питания и транспортная логистика, строительство лагерей-гибридов труда и смерти, изощренных в своей жестокости и экспериментах, и целая концепция "справедливой войны", оправдывающая любые зверства во имя высших целей.
Все масштабные военные действия развиваются в три этапа. Первый — создание глобальной военно-промышленной инфраструктуры. Второй — это запуск механизма и активизация процессов. Третий — утилизация проекта посредством международных юридических процедур.
Вторая мировая война как бизнес–проект длилась несколько десятилетий. Если говорить о её предпосылках, то нужно обратиться к итогам Первой мировой войны.
В её результате прекратили своё существование четыре империи: Австро-Венгерская, Германская, Османская и Российская. Если рассматривать состояние России в 1919 году, то это полный промышленный апокалипсис — остановленные фабрики, нет сырья и квалифицированных кадров. Но лучше статус страны характеризует диалог двух ученых в 1918 году. Йозеф Шумпетер: "Россия представляет собой "прекрасную лабораторию". В ответ Макс Вебер взрывается: "Лабораторию с горой трупов". Шумпетер отвечает: "Как и любой анатомический театр". Да, это тот самый Шумпетер, который ввёл в научный лексикон термин "инновация" и связал его с темпами экономического развития. Можно отметить, что и Германия в 1929 году находилась в экономической депрессии, и Гитлер, в случае прихода к власти, обещал обеспечить её процветание. Постепенно в Германии и России началось создание военно-промышленной инфраструктуры. Часть советской индустрии была построена при участии американских, английских, немецких, французских, итальянских, японских и других компаний. Международное разделение труда уже тогда было довольно глубоким. Даже первый пятилетний план Советского Союза был составлен при участии учёных Йельского университета (США). А это уже макроэкономический уровень и идеология развития страны. Также строились советско-германские заводы, аэродромы, танковые и авиационные школы. Работала программа обмена с Германией военными специалистами. Если говорить о Германии и становлении Третьего рейха, то участие мирового капитала здесь тоже было внушительным. Постепенно в отношении СССР стали вводиться санкции, и к началу войны Советский Союз уже находился в фактической международной изоляции.
Искусство как орудие идеологии
Как у Советского Союза, так и у Германии были свои идеологические доктрины. Если говорить о Германии, то приход к власти Гитлера в 1933 году уничтожил независимый кинематограф. Образцом фашистской эстетики стал фильм Лени Рифеншталь "Триумф воли", который установил стандарты для массовых съёмок. Для фильма был построен целый стадион. Съёмки велись с крыш домов, окон, канав, роликовых коньков, транспорта, аэропланов, дирижаблей, пожарных машин, операторских тележек и лифтов. У режиссера были 170 сотрудников и неограниченная власть. Режиссёр Лени Рифеншталь — волевая, сильная и красивая женщина. Ею восхищались и Ингмар Бергман, и Сальвадор Дали, и Иосиф Сталин. В её работах его впечатлял глобальный имперский дух. Вся пропагандистская нацистская машина не позволяла сомневаться. У людей нет выбора, он уже сделан за них. Генеральный директор ЮНЕСКО Одре Азуле, отмечала, что во время Второй Мировой войны мир увидел, что наука и культура могут быть подчинены разрушительным проектам, которые вынашивал нацизм. Фильм "Триумф воли" красноречиво свидетельствует, о том, что военная машина, созданная нацистами, вышла на этап, когда нужно воевать или она сама бы себя уничтожила во внутренних конфликтах. Как метко выразился мэтр советской контрразведки Аркадий Фабричников "остановить поздно, а развернуть можно в любую сторону". И механизмы управления для этого у англосаксов были.
Большой маховик войны
Во Вторую мировую войну было втянуто около 60 стран. У каждой был свой функционал для обеспечения военных действий. Например, Саудовская Аравия предоставила территорию для размещения авиабаз союзников и разрешила использовать порты в Персидском заливе, так как страна, остро нуждалась в деньгах и получила финансовую помощь США. Сальвадор поставлял кофе, какао, бананы, пеньки, древесину и каучук. Румыния была основным источником нефти для Германии. На польской территории возникли концлагеря. Перу поставляла хлопок и продовольствие. До войны в Панаме США построили новые шлюзы для прохода авианосцев на Панамском канале, в стране были построены американские военные базы и улучшена транспортная инфраструктура. Мексика поставляла нефть и при поддержке США модернизировала железные дороги и промышленные объекты. Либерия зарабатывала на поставке каучука. Военные заказы обеспечили Канаде полную загрузку производственных мощностей. Доминиканская республика поставляла сахарный тростник. Венесуэла — нефть. Развитие военной промышленности стимулировало экономический рост в Австралии. Турция сотрудничала с обеими сторонами. Снабжала Германию рудой, черновой медью, хлопком, шерстью и кожевенным сырьем, пропускала в Черное море немецкие военные корабли. Вызванный войной рост спроса на добываемые в Чили медную руду и нефть способствовал развитию промышленности. Всё это свидетельствует о хорошо отлаженной логистике процессов обеспечения военных действий. Ведь перебои в поставках могли менять ход войны. На пределе возможностей работала и промышленность СССР. Вспоминая те годы, выпускник Санкт-Петербургского Технологического института, "отец советской физики" Академик Абрам Иоффе, писал: "Нигде, никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научных идей в практику, как в Ленинграде в первые месяцы войны". К 1943 году доминирующая роль СССР в войне была очевидна. В феврале 1943 года Сталинградская битва завершилась для Германии катастрофой, а в августе 1943-го она проиграла битву на Курской дуге, и уже не могла вести военные операции системно.
Сквозь иммиграционные фильтры
Воспитательные события в Нюрнберге в какой-то степени были политическим театром.
Многие пособники нацизма остались безнаказанными, и это десятки тысяч людей. Новое правительство Германии активно лоббировало окончание процессов, чтобы освобождалось как можно большее число нацистов, даже приговоренных к смерти. В 1945 году было 800 000 членов СС. Из них выявили 100 000. Только 6200 были привлечены к суду, а несколько сотен осуждены за убийства. Весьма показателен в этом плане судебный процесс над бухгалтером концлагеря "Аушвиц" Оскаром Грёнингом, который был обвинён в соучастии в автоматизированном убийстве 300 тысяч венгерских евреев, при выполнении обязанностей обработки заключенных и их личных вещей. Вот как описывает этот процесс газета "Русский репортер" в 2015 году. "В его глазах словно застыл весь XX век. Он не пользуется слуховым аппаратом, он опрятен, седые волосы педантично причесаны, белая рубашка в тонкую полоску, голос еще густой, речь связная. Типичный пенсионер из страны, в которой существует хорошая медицина". Войдя в зал на ходунках, он проговорил почти час твёрдым голосом". Его приговорили, но не посадили, и он умер в 2018 году в Германии в возрасте 96 лет.
После окончания Второй мировой войны Канада принимала нацистов, работая в тесном контакте с внешней разведкой США. Нацистам изготавливали поддельные документы, чтобы проходить иммиграционные фильтры. Парагвай и Аргентина также после войны принимали нацистов. Кроме того, в Аргентину тайно прибывали и немецкие подлодки с высокопоставленными нацистами и ценностями. Таким образом сохранялись военные научно — педагогические школы. Это было очень важно для ЦРУ, которое в ходе холодной войны использовала нацистов в Европе и США, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.
Технологии сильнее права
Абсолютно точно высказался философ Александр Неклесса: "Где-то на пороге XX века закончилась эпоха "великих религий" и началась новая эра — "великих идеологий". В бескомпромиссной борьбе за новые предметные поля у человечества нет будущего. Австрийский психолог Вильфред Дейм писал "Человек носит в себе тенденцию собственной гибели". Рост энергетической мощи не компенсируется ростом качества управления. В 1969 году выдающийся русский философ Владимир Кормер написал актуальную и сегодня статью "Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура". Шестой соблазн по Кормеру — технократический. Он писал: "Зло необязательно приходит в грязных лохмотьях анархии. Оно может явиться и в сверкающем обличье хорошо организованного фашистского рейха. От внедрения вычислительных машин этот аппарат не станет более человечным. Наоборот, еще четче, еще хладнокровней он сможет порабощать своих подданных, еще совершеннее будет угнетать другие народы, еще надежнее держать мир в страхе". О том, что в долгосрочной перспективе искусственный интеллект станет серьезной проблемой заявил и Билл Гейтс.
Возрастает и опасность биологической агрессии, которая делает максимально дешёвым процесс расчистки бизнес — пространства. Не случайно биологическое оружие называют атомной бомбой для бедных. Тем не менее цивилизация ускоряется. Самый богатый человек планеты — основатель Amazon и Blue Origin Джефф Безос считает, что нет плохого периода для инноваций. "Их следует делать, когда времена хороши и когда времена тяжелые, и я не уверен, есть ли у нас выбор", — говорит он. На войну и сегодня работают сотни специализированных центров, академических университетов с разветвленной научной структурой, частных фондов и общественных организаций. Любая война — это синтез научно-технологической мысли и политической воли. И от всех нас зависит, сможем ли мы уберечь мир от глобального заступа?