Ольга Подольская
В годы войны кулебакскими металлургами было освоено производство нескольких видов легированной броневой стали, сложный прокат легированного профиля балки "нос" для танков и многое другое. Для перехода на "оборонку" пришлось в кратчайшие сроки модернизировать оборудование и поменять технологии.
22 июня 1941 года большая часть кулебакских металлургов работала на воскреснике по строительству дороги Кулебаки — Арзамас. Вот как рассказывал об этом дне почетный ветеран труда металлургического завода, руководивший им с 1961 по 1983 годы, А. Я. Рабинович: "…Начало этого дня было теплым, солнечным. Был воскресный день — день отдыха. Но заботы не щадили даже в воскресенье. В этот день я участвовал в строительстве трассы Муром — Арзамас. Строительство её шло с двух сторон… Руководство области форсировало строительство дороги. Мы чувствовали и понимали её значение и старались способствовать этому. Работа спорилась. Только присели отдохнуть, смотрим, к нам приближается легковая машина. Из машины вышел сотрудник горкома партии. Мы увидели, что человек очень удручен. Как-то несмело, потухшим голосом он произнес роковые слова: "Ребята, кончайте работу, фашисты внезапно напали на нашу страну. ВОЙНА". В русском языке есть такая поговорка: "Как гром среди ясного неба". Но она далеко не отразила произведенного на нас этой вестью впечатления… Немного придя в себя, мы все бросились к своим домам…"
С начала Великой Отечественной войны 17 107 кулебачан ушли на фронт. В жестких условиях нехватки рабочих рук Кулебакский металлургический завод, которому с начала войны был присвоен № 178, не только продолжил работу, но фактически сразу стал оказывать помощь войскам.
Вся полнота ответственности за выполнение фронтовых заказов легла на 38-летнего И. Ф. Скибу, возглавлявшего завод с апреля 1940 года по май 1945 года. Бандажепрокатному цеху, носившему звание Краснознаменного, необходимо было обеспечить провозными, вагонными и другими бандажами железнодорожный транспорт страны. Сталевары мартеновского цеха развернули работу за сокращение времени плавки до 6-7 часов вместо 10 часов, проявляя при этом не меньший героизм, чем их земляки на фронте. Листопрокатный цех с начала войны переключился на прокат броневого листа различной толщины. Сортопрокатный цех выпускал профили различной формы, в том числе и прокат балки "носа" для танка Т-34. Чугунолитейный цех производил отливку стальных броневых башен, газовых и смотровых люков, пулеметных амбразур для танков, катков для гусениц тракторов, тягачей и танков.
На смену ушедшим на фронт мужчинам пришли женщины, подростки и пенсионеры. В зимнее время при температуре минус 30-40 градусов цеха отапливали "горнушками". Патриотическое движение "двухсотников" сменили "тысячники" — рабочие, которые выполняли за смену задание на 1000%!
350000 т стали — такова была суммарная мощность плавильных печей Кулебакского металлургического завода за годы войны. Учитывая массу танка Т-34 образца 1942 года, завод позволил военной промышленности создать свыше 12 000 танков Т-34 из выпущенных 34000.
Труд многих заводчан-металлургов в годы войны отмечен государственными наградами. Орденом Ленина награждены мастер листопрокатного цеха В. М. Кащеев, директор завода И. Ф. Скиба, сталевар мартеновского цеха И. М. Манин. Орденом Трудового Красного Знамени — заместитель начальника сортопрокатного цеха П. И. Соловьев. Орденом Красной Звезды — сталевар мартеновского цеха П. К. Луковкин, начальник бандажепрокатного цеха А. И. Старов. Орденом "Знак Почета" — вальцовщик листопрокатного цеха В. Л. Гриханов, кузнец бандажепрокатного цеха В. И. Жаринов, калибровщик сортопрокатного цеха А. И. Селиверстиков.
Сегодня Кулебакский металлургический завод и Кулебакский кольцепрокатый завод объединены в ПАО "РУСПОЛИМЕТ" — головной поставщик металлургических полуфабрикатов для гражданского авиастроения, энергетического и общего машиностроения.